Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО "ГОРИЗОНТ"
В приложении №3 образец систематизации данных при оценке конкурентоспособности ОАО "Горизонт". Здесь указаны основные факторы, определяющие успех на рынке, и даны переменные, по которым можно количественно оценивать значение факторов. Каждая переменная получает оценку от 0 до 5 баллов.
0 -- наиболее слабые позиции по данному параметру конкурентоспособности;
5 -- доминирующее положение на рынке.
Общий итог (сумма баллов) показывает истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Из приведенных данных видно, что лидирующее положение занимает "Panasonic", а позиции белорусских производителей почти одинаковы и значительно уступают лидеру. Просуммировав значения оценок по основным факторам и сопоставив эти данные с общим итогом, можно выяснить, за счет каких именно факторов нужно повышать конкурентоспособность. Так, в нашем случае "Горизонту" следовало бы обратить внимание и принять соответствующие меры по снижению цены и повышению надежности телевизоров.
Важность проведения данного исследования, определение того, какие именно параметры данного анализа могут быть привлекательны для потребителя и насколько ваши конкуренты уже позаботились об этом, подтверждается множеством примеров из реальной хозяйственной практики.
В любом случае оценка конкурентоспособности предприятия должны дополняться анализом его слабых и сильных сторон. С помощью изучения данных можно более детально оценить конкурентоспособность своего предприятия, а также сопоставить между собой различные производственные подразделения внутри предприятия по уровню их конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны в этой области.
ГРАФА 1 -- показатели лидирующего положения на рынке.
ГРАФА 2 -- показатели выше среднего.
ГРАФА 3 -- средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам.
ГРАФА 4 -- следует позаботиться об улучшении позиций на рынке.
ГРАФА 5 -- позиции на рынке должны быть улучшены решительным образом. Предприятие в кризисной ситуации.
Таблица 3 Контрольный лист для анализа сильных и слабых сторон предприятия "Горизонт" в конкурентной борьбе
| Основные группы показателей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| ФИНАНСОВЫЕ | |||||
| Структура активов (задолженность по отношению к уставному капиталу) | * | ||||
| Движение денежной наличности | * | ||||
| Доход на новые инвестиции | * | ||||
| ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ | |||||
| Использование производственных мощностей | * | ||||
| Производительность труда | * | ||||
| Контроль качества | * | ||||
| ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ | |||||
| Административная нагрузка | * | ||||
| Система связи | * | ||||
| Скорость реагирования управления на происходящие изменения на рынке | * | ||||
| МАРКЕТИНГОВЫЕ | |||||
| Доля рынка сбыта | * | ||||
| Репутация продукции | * | ||||
| Расходы по сбыту | * | ||||
| Цены | * | ||||
| Качество информации о рынке | * | 
